К созданию Т-44 приступили в конце 1943 года. При работе над ним коллектив КБ завода №183, возглавляемый А. А. Морозовым, естественно, использовал элементы знаменитого Т-34, но существенное влияние на конструкцию Т-44 оказали еще две машины: Т-34М и Т-43.
Новый танк получил обозначение "Объект 136" а в серии - обозначение Т-44. На новой машине не только применили поперечное расположение двигателя, но и ряд других технических новинок.
Будучи внедренными по отдельности, на разных танках, они не дали бы ощутимого эффекта, зато в совокупности сделали конструкцию Т-44 такой, которая на десятилетия определила развитие отечественной бронетанковой техники.
Высоту моторно-трансмиссионного отделения уменьшили, перенеся воздухоочиститель нового типа из развала цилиндров У-образного двигателя к борту.
Кстати, сам дизель В-44 оснастили улучшенной топливной аппаратурой, что позволило поднять мощность с 500 до 520 л. с. при том же объеме цилиндров, что и на предшествующем В-34. На месте вентилятора, выступавшего за габариты картера, поставили компактный маховик. Это дало возможность смонтировать дизель на низкой, жесткой, но легкой моторной раме, а в итоге высота корпуса уменьшилась на 300 мм.
От громоздких надгусеничных ниш конструкторы отказались. Что же касается вентилятора, то его сместили к кормовому листу, приводился он от коробки передач через фрикцион, что исключило поломки рабочего колеса при резких переменах режима работы двигателя.
Кроме того, такая компоновка заметно улучшила охлаждение агрегатов трансмиссии. На "тридцатьчетверке" радиаторы стояли вертикально, по бокам двигателя, создавая большое сопротивление воздушному потоку и отнимая у машины немалую долю мощности.
На Т-44 водяной и масляный радиаторы поставили горизонтально, под крышей трансмиссионного отделения, в однородном воздушном потоке, поэтому система охлаждения оказалась эффективней. Двигатель был соединен с новой, пятиступенчатой коробкой передач, так называемой "гитарой", повышающим редуктором с передаточным числом 0,7.
Поскольку число оборотов шестерен увеличилось а передаваемые ими нагрузки уменьшились, то коробку передач удалось выполнить легкой и компактной. Зато бортовые фрикционы и передачи были полностью заимствованы у Т-34.
Новая схема моторно-трансмиссионного отделения позволила сместить башню новой конструкции с 85-мм пушкой ЗИС-С-53 в центр корпуса, где на танкистов меньше воздействовали утомляющие угловые колебания машины, а длинноствольная пушка не могла воткнуться в землю при движении по пересеченной местности. Возросла и точность стрельбы.
Такая центровка позволила конструкторам довести толщину лобового листа брони до 120 мм без перегрузки передних катков. Добавим, что повышению прочности лобового листа способствовали и перенос люка механика-водителя на крышу корпуса, и отказ от шаровой установки курсового пулемета, так как боевой опыт выявил его недостаточную эффективность.
В новом танке курсовой пулемет был жестко закреплен в носовой части корпуса, а на освободившемся месте рядом с механиком-водителем поставили топливный бак.
На опытном образце Т-44-85 между вторым и третьим опорными катками был небольшой разрыв. На серийных машинах разрыв был между первым и вторым катками. В таком виде Т-44 успешно прошел государственные испытания и был принят в 1944 году на вооружение Красной Армии.
Танки Т-44 серийно выпускались заводом №75 в Харькове. С конца 1944 по 1945 год было изготовлено 965 танков. Т-44 не принимали участия в боевых действиях, так как стали поступать в войска с весны 1945 года и как любая новая техника, имели ряд "детских болезней".
Серийному танку Т-44 предшествовали опытные Т-44-85 с пушкой Д-5Т и Т-44-122 с пушкой Д-25. Т-44-85 с пушкой Д-5Т был построен до принятия на вооружение ЗИС-С-53. Поэтому, как только на Т-34 пушка ЗИС-С-53 стала стандартной, переделали и Т-44. 122мм пушку на средний танк установили по требованию военных, но в ходе испытаний стало ясно, что это орудие не для среднего танка.
В 1945 году, была разработана новая башня под 100-мм пушку Д-10Т или ЛБ-1 ("Лаврентий Берия" - он кроме прочего был заместителем председателя Государственного Комитета Обороны и ведал вооружениями). На крыше люка заряжающего установили турель с зенитным пулеметом ДШК, а борта и ходовую часть прикрыли 6-мм противокумулятивными экранами.
В 1946 году, после появления среднего танка Т-54 ставшего прямым потомком Т-44, совершенствование Т-44 прекратили, но с вооружения не сняли. В серийном производстве танк находился до 1947 года.
В 1961 году агрегаты двигателя, силовой передачи и ходовой части Т-44 унифицировали с теми, что были на Т-54, еще через пять лет оснастили стабилизатором вооружения в двух плоскостях. Модернизированные варианты Т-44М и Т-44С состояли на вооружении Советской Армии вплоть до конца 70-х годов. На базе Т-44М выпускали артиллерийские и танковые тягачи, инженерные машины, но в историю отечественных бронетанковых сил он вошел как предшественник большого семейства средних танков Т-54/55 и Т-62, а так же как… киноактер. В фильме "Отец солдата" он изображал Т-34 в сцене у виноградника, а в фильме "Действуй по обстановке" Т-44 сыграл "Тигра".
Третий прототип Т-44-2 был вооружен 122-мм орудием Д-25-44Т, которое отличалось от своего серийного собрата Д-25 унитарным заряжанием.
Предполагалось, что это повысит скорострельность орудия в танке. Кроме того, Д-24-44Т имела меньшую массу откатных частей и уменьшенную на 2-4% мощность выстрела. Первые испытания проходили в феврале-марте 1944 года, но окончились неудачно: орудие вышло из строя и было возвращено на завод. В апреле испытания возобновились, однако никаких преимуществ в скорострельности унитарное заряжание не дало.
Наоборот, большая масса и размер патрона сильно мешали заряжающему, стесненному ограниченным объемом боевого отделения Т-44. Кроме того, боекомплект из 24 122-мм выстрелов был совершенно недостаточным для среднего танка и задач, которые перед ним ставились. В 1945 году попытки установить 122-мм орудие на средний танк были временно прекращены в связи принятием на вооружение танка Т-54.
Источники:
С.Грянкин "Т-44", историческая серия "Танкомастера"
"Soviet tanks in combat 1941-1945. The T-28, T-34, T-34-85 and T-44", Concord publications company
S.Zaloga, J.Grandsen "T-34 in action"
М. Барятинский "Советские танки второй мировой войны", 1995
Реклама в блоге: