вторник, 11 января 2011 г.

Т-26



В танковых войсках Красной Армии танк Т-26 был самым массовым, так называемым "общевойсковым" танком, предназначенным для непосредственной поддержки пехоты в разных боевых ситуациях.


Двухбашенный T-26 образца 1931

Первым танком этого класса был танк Т-18 (также известный под названием МС-1), сконструированный и выпускавшийся во второй половине 20-х годов. Позже появились танки Т-19 и Т-20, которые должны были стать в ближайшем будущем основными танками. Однако проблемы с доводкой этих машин – прежде всего из-за отсутствия подходящего двигателя - привели к тому, что вместо их выпуска была куплена лицензия на английский легкий танк "Виккерс E".

28 мая 1929 года советская миссия закупок вооружения подписала с фирмой Виккерс контракт на поставку 15 машин в двухбашенном варианте, первый танк должен был быть поставлен советской стороне 22 октября 1930 года, а последний - 4 июля 1931 года. Первые доставленные в СССР танки Виккерс - известные под обозначением В-26 - послужили основой для постройки модернизированного варианта танка, названного ТММ-1 (позже появился танк ТММ-2, несколько отличавшийся от ТММ-1).

На полигоне в Кубинке провели сравнительные испытания импортных танков с танками собственной конструкции Т-19 и Т-20, а также с "гибридными" танками ТММ. Лучше всего себя показал танк Т-20, однако он приводился в движение двигателем, не выпускавшимся серийно.

13 февраля 1931 года РВС СССР постановил принять на вооружение Красной Армии танк Vickers Е под обозначением Т-26 (в те годы этот танк также называли "истребитель малой мощности") и рекомендовал начать серийный выпуск этой машины. Главным производителем танков должен был стать Сталинградский тракторный завод, ежегодно предполагали выпускать по 13800 танков этого типа! Однако к тому времени СТЗ еще не был введен в строй, поэтому заказ временно разместили на заводе "Большевик" в Ленинграде. Вскоре танковое отделение завода выделилось в самостоятельный Завод №174 им. К.Е.Ворошилова. На этом заводе действительно построили 12000 танков Т-26, но не за год, а за 10 лет - последние машины этого типа покинули сборочный цех в начале 1941 года.

Первые серийные Т-26 были двухбашенными и по конструкции практически не отличались от английских прототипов. Первые машины попали в части осенью 1931 года и участвовали в параде на Красной Площади 7 ноября.

Т-26 стал "рабочей лошадкой" танковых войск РККА, а на базе шасси этого танка появилась большая гамма различной бронетехники. Этот танк стал, как выразился ныне уже покойный писатель, историк полковник В.Д.Мостовенко, "проклятьем советских танкистов" - танк выпускался в огромных количествах, несмотря на тонкую броню и слабый двигатель.

В 1931-1941 годах появилось 23 модификации данного танка и три модификации двигателя, причем, несмотря на все доработки, мощность мотора возросла с 90 л.с. всего лишь до 97 л.с. Главным проектировщиком и создателем большинства модификаций, ответственным за модернизацию танка, был инженер С. А. Гинзбург - главный конструктор и начальник КБ ОКМО (Завода №185) в Ленинграде.



Линейные танки
На протяжении первых двух лет танк Т-26 выпускался исключительно в двухбашенном варианте (позже, когда в частях Красной Армии появились танки разных модификаций, для них использовали соответствующие обозначения. Двухбашенные танки Т-26 известны как танки образца 1931 и 1932 годов. однобашенные с цилиндрической башней - как танки образца 1933-1937 годов, а однобашенные с конической башней - как танки образца 1938 и 1939 года (широко используемые в иностранной литературе обозначения Т-26А, Т-26В и Т-26С впервые использованы немцами в годы 2-й Мировой войны и совершенно неизвестны в СССР, тем более, что Т-26А означаает артиллерийский вариант танка). В каждой башне размещался один человек, башни вращались независимо в секторе около 270°.

Вооружение танка составляли или два пулемета ДТ или 37-мм пушка и один ДТ. Танки, вооруженные пушками, предназначались для командиров взводов и рот. Поэтому некоторые из пушечных танков оснастили приемо-передающими радиостанциями: радиофицированные танки можно было легко отличить по характерной поручневой антенне в задней части корпуса. 37-мм пушка представляла собой пушку Гочкиса, модернизированную в СССР. В конце 1931 года прототипы получили 37-мм пушку образца 1930 года (ПС-2, конструктор - инженер П. Н. Сячентов; пушка ПС-2 представляла собой вариант 37-мм противотанковой пушки Rheinmetall Pak 30), которая имела более длинный ствол и большую начальную скорость снаряда. Вооруженный этой пушкой танк известен как танк Т-26 образца 1932 года.

В 1933 году начался выпуск однобашенного варианта танка Т-26, оснащенного цилиндрической башней большого диаметра (аналогичной башне БТ-5), в которой разместилась 45-мм пушка 20K образца 1932/38 года со спаренным пулеметом ДТ. Это была самая массовая модификация танка, всего советская промышленность дала более 5000 таких машин. В ходе серийного выпуска конструкция танка подвергалась многочисленным изменениям и доработкам: была увеличена емкость топливных баков, танк оснастили зенитным пулеметом, начиная с 1937 года все танки были радиофицированы (радиостанция 71-ТК-З), вместо клепки широко использовали сварку, пушка получила литую маску, были усовершенствованы прицелы, для стрельбы в темноте пушку оснастили мощным прожектором, разные модификации танка отличались друг от друга возимым боезапасом и постоянно возрастающей массой.

В 1938 году появилась новая модификация танка Т-26, оснащенная сварной конической башней. В башне разместили модернизированную 45-мм пушку 20K образца 1932/38 года с улучшенным прицелом (некоторые танки оснащались телескопическим прицелом ТОС со стабилизированной линией прицеливания). В днище танка проделали дополнительный (аварийный) люк и в очередной раз увеличили емкость топливных баков.

В 1939 году появилась очередная модификация танка - Т-26 образца 1939 года. Эта модификация имела наклоненные бронеплиты подбашенной части корпуса, улучшенные жалюзи воздухозаборника (для защиты от бутылок с зажигательной смесью - опыт боев в Испании), вместо пулемета в задней части башни разместили дополнительный боезапас. Все переделки привели к тому, что масса танка значительно возросла. До конца 1939 года было выпущено более 1300 танков с конической башней.



Боевое применение
Еще до начала 2-й Мировой войны танки Т-26 участвовали в боях, и не только в Испании и Китае. В июле 1938 года вспыхнул вооруженный конфликт на озере Хасан, который через несколько дней (в первых числах августа) превратился в полномасштабную многодневную битву с участием многочисленных войсковых частей и большого количества разной техники.


С советской стороны в боях участвовала 2-я отдельная механизированная бригада комбрига А. П. Панфилова (три батальона Т-26, батальон и рота БТ и отряд экспериментальных самоходок СУ-5), приданная 39-му стрелковому корпусу, а также 32-й и 40-й отдельные батальоны танков Т-26 из 32-й и 40-й пехотных дивизий.

Батальонами командовали майор М. В. Алимов и старший лейтенант Ситников. Всего перечисленные части насчитывали в своем составе 351 танк (257 Т-26, в том числе 10 ОТ и 3 СТ, 81 БТ-5 и БТ-7, а также 13 СУ-5).

Десятидневное сражение не принесло ни одной из сторон решающей победы. Потери советской стороны составили: 9 сожженных и 76 поврежденных Т-26 и 8 БТ, что составило почти треть от первоначальной численности. 39 поврежденных танков удалось отремонтировать непосредственно в частях, остальные пришлось отправить на завод. Большое количество повреждений среди Т-26 объясняется не только слабой подготовкой механиков-водителей, но также из-за технологических причин и не слишком высокого качества бронетехники (чаще всего из строя выходил главный фрикцион и коробка передач).

Танки сталкивались с серьезными трудностями при движении по заболоченной местности. Мы уже говорили, что броня Т-26 была очень тонкой и легко пробивалась противотанковыми снарядами. Использование поручневых антенн демаскировало командирские танки и в первый же день боев, почти все командирские машины были выбиты, поскольку именно на них противник концентрировал огонь.
T-26 образца 1939 с экипажем перед боем. Июль 1941.

Стало ясно, что несмотря на многочисленность, танки не смогли выполнить поставленные перед ними задачи и сколько-нибудь значительно повлиять на исход сражения. В дальнейших боях, произошедших в июле-августе 1939 года на Халхин-Голе, главную роль играли БТ, ставшие к тому времени основными советскими танками. Тем не менее, огнеметные танки ОТ-26 и ОТ-130 получили высокую оценку командования.

В конце августа 1939 года танковые войска Красной Армии располагали почти 8500 танками Т-26. Эти танки составляли главную силу нескольких отдельных танковых бригад, приданных стрелковым корпусам или общевойсковым армиям. Точные сведения о бригадах (нумерация, дислокация) не известна, но мы можем назвать номера и места базирования некоторых из них. 11-я (в дальнейшем 35-я) бригада дислоцировалась в Петергофе, 16-я, 18-я, 21-я, 22-я, 25-я и 29-я - в Старых Дорогах, 32-я - в Староконстантинове (все - ЗОВО); 36-я и 38-я - в Шепетовке, 49-я - в Житомире (КОВО), 39-я - в Рязани (МВО), 17-я - в Грузии.

Отдельная танковая бригада легких танков Т-26 состояла из штаба, 4 батальонов танков, моторизованного и ремонтного батальона и разведывательной роты, роты поддержки, роты связи и санитарной роты. По штатам военного времени весьма эластичные отдельные танковые бригады насчитывали от 256 до 267 танков Т-26 (240-245 линейных Т-26, из них часть радиофицированные, 24 танка поддержки Т-26-4, практически ни в одной бригаде не было такого количества танков поддержки, а также 10-11 огнеметных танков. Кроме того, в бригаде имелись разведывательные танки Т-37/Т-38 (до 17 штук). Роты танков Т-26 имелись в отдельных танковых батальонов некоторых (первого удара?) стрелковых дивизий. Эти батальоны носили номера с 301 по 399 и использовались во время боевых операций в Польше в 1939 году.

Модификации Т-26 и машины на его базе
Уже в 1933 году завод "Красный Пролетарий" разработал на базе танка Т-26 танк поддержки пехоты. Первый проект - П-Т-26 - так и остался на бумаге. Затем последовал проект "артиллерийского" танка - Т-26А или Т-26-4 с башней от танка БТ-7А, в которой располагалась 76.2-мм пушка КТ-26. Машины этого типа должны были следовать позади обычных танков и огнем своих мощных пушек подавлять цели, против которых оказались бессильны пушки калибра 45 мм. В 1934-1935 годах построили 65 таких машин, после чего от их выпуска, по-видимому, отказались.

T-26ПT - двухбашенный танк с радиостанцией 71-ТК-1 (1933 г.), выпущено 96 машин.

OT-26 (ХT-26) - химический (огнеметный) танк (1933-1934 гг.). Вооружение: огнеметная установка и пулемет ДТ, выпущена небольшая партия машин.

T-26ПT - с цилиндрической башней и радиостанцией 71-ТК-1 (71-ТК-З) — (1933-1940 гг.). Выпущено 3938 машин.

T-26A (T-26-4) - артиллерийский танк (1933 г.). Вооружение: 76,2-мм пушка КТ-26 и 2 пулемета ДТ, выпущена небольшая партия машин.

СT-26 - саперный танк (мостоукладчик) (1933-1935 гг.). Вооружение: пулемет ДТ, выпущено 65 машин.

TT-26 - легкий химический (огнеметный) танк подавления, вооружение: пулемет ДТ и огнеметная установка.

TУ-26 - танк управления, вооружение: 45-мм танковая пушка 20K образца 1932/38 года и пулемет ДТ, выпущено 55 машин.

OT-130 - химический (огнеметный) танк (1938 г.). Вооружение: огнеметная установка и пулемет ДТ, выпускался серийно.

OT-131 - химический (огнеметный) танк (1938 г.). Вооружение: огнеметная установка и пулемет ДТ, выпущена небольшая партия машин.

OT-132 - химический (огнеметный) танк (1938 г.). Вооружение: огнеметная установка и пулемет ДТ, выпущена небольшая партия машин.

OT-133 - химический (огнеметный) танк (1939 г.). Вооружение: огнеметная установка и 2 пулемета ДТ, выпускался серийно.

OT-134 - химический (огнеметный) танк (1940 г.). Вооружение: 45-мм танковая пушка 20K образца 1932/38 г., 2 пулемета ДТ и огнеметная установка, выпущен опытный образец. Всего было выпущено 1336 огнеметных танков.


Реклама в блоге: