суббота, 15 января 2011 г.

Т-37, Т-38


Первый в мире по-настоящему надежный плавающий танк был разработан и построен английской фирмой "Виккерс-Армстронг" в 1930-1931 годах. Эту машину, получившую обозначение "Виккерс-Карден-Ллойд" (А.4) можно считать родоначальницей всех последующих танков-амфибий. Плавучесть танка обеспечивалась малой массой, корытообразной формой корпуса и поплавками из бальзы, укрепленными над гусеницами. Карбюраторный двигатель "Медоус" мощностью 56 л. с. позволял машине развивать скорость на суше до 64 км/ч, а на плаву - 9.5 км/ч. Двигатель и трансмиссия размещались справа, а башня и рубка механика-водителя были смещены влево. Движение на плаву осуществлялось за счет гребного винта.



Танк этот испытывался в Англии, но на вооружение принят не был. В единичных экземплярах его закупили Китай, Япония, Нидерланды и Таиланд.
На основе закупленного "Виккерс-Карден-Ллойда" в Советском Союзе в 1932 году построили опытный плавающий танк Т-33, который мало чем отличался от английского прототипа. Корпус танка имел клепаную конструкцию. К его бортам крепились поплавки, правда уже не из дорогой бальзы, а заполненные пробкой или сушеными водорослями. Во вращающейся башне, смещенной к левому борту, был установлен пулемет ДТ. Башня поворачивалась вручную, при помощи рукояток, приваренных изнутри. Двигатель "Форд-АА" размещался вдоль правого борта, трансмиссия располагалась в передней части машины. Движение на плаву обеспечивалось гребным винтом. При массе в 3 т танк развивал скорость на суше 45 км/ч, на плаву - 5 км/ч. Подвеска танка была блокированной. На каждом борту располагались по две двухкатковые тележки с пластинчатыми рессорами. Последние опорные катки задних тележек выполняли роль направляющих колес.
Вслед за Т-33 на заводе №37 в Черкизове были построены два опытных образца плавающего танка Т-41. Первый образец обладал большим запасом плавучести, но был слишком высок, имел нереверсивный винт и плохую управляемость на на плаву, так как рули были установлены не в потоке, а по бокам винта. На втором образце недостатки были частично устранены, однако вследствие неудачно выбранной формы корпуса и неправильного расположения центра тяжести при движении на плаву носовая часть танка зарывалась, а корма приподнималась.
В то же время в Ленинграде в ОКМО был построен прототип плавающего танка Т-37. 11 августа 1933 года он был принят на вооружение, однако серийно не производился.
В результате его существенной модернизации, с учетом опыта, накопленного при постройке и испытании танков Т-41, на заводе №37 под руководством Н. Н. Козырева был создан легкий плавающий танк Т-37А. Корпус этого танка имел клепано-сварную конструкцию. Для увеличения водоизмещения к надгусеничным полкам слева и справа крепились поплавки, заполненные пробкой. Башня, с установленным в ней 7.62-мм пулеметом ДТ (боекомплект 2140 патронов), была смещена к правому борту. Автомобильный двигатель "Форд-АА" (ГАЗ-АА) мощностью 40 л. с. позволял развивать скорость 38 км/ч. Запас хода достигал 185 км.
На плаву движение обеспечивалось гребным винтом с поворачивающимися лопастями, поворот осуществлялся при помощи руля. Для откачки воды на днище устанавливался специальный насос. Скорость составляла 6 км/ч.
Подвеска танка - блокированная, пружинная, на каждом борту имелось по две двухкатковых тележки. Мелкозвенчатая гусеничная цепь изготавливалась из ковкого чугуна. Боевая масса танка составляла 3.2 т (у Т-37 - 2.9 т). Экипаж - 2 чел. Броневая защита колебалась в пределах 4-9 мм.
Танк находился в серийном производстве с 1933 по 1936 год. За это время заводом №37 было выпущено 1909 линейных танков, 643 радиотанка Т-37ТУ и 75 химических. С последними, правда, не все ясно. Дело в том, что химическими в те годы назывались огнеметные танки. Однако никаких дополнительных данных о существовании огнеметного варианта Т-37 пока обнаружить не удалось.
В рамках развития конструкции танка были изготовлены опытные образцы Т-37Б и Т-37В, а кроме того, опытная самоходка СУ-37 с 45-мм пушкой.
Увлечение колесно-гусеничным движителем не обошло и плавающие танки. В 1934 году сразу на двух предприятиях - московском заводе №37 имени Орджоникидзе и ленинградском №185 имени С. М. Кирова (бывший ОКМО) были изготовлены два опытных образца танка Т-43. Они отличались друг от друга массой (4.4 и 3.6 т), формой корпуса, башней, схемами силовой передачи и водоходного движителя, конструкцией ходовой части. В кормовом отсеке обоих танков поперек корпуса был установлен двигатель ГАЗ-АА. Силовая передача - механическая, с отбором мощности на четыре ведущих опорных катка. Одна машина имела гребной винт, на другой для движения на плаву ведущие колеса имели лопасти. Подрессоривание передних колес было индивидуальным, ведущих опорных - спаренным. В качестве упругого элемента использовались спиральные пружины.
Сложность конструкции, плохая проходимость на колесном ходу и низкая надежность машины послужили причиной того, что Т-43 не вышел из стадии прототипов.
Разработанный несколько позже танк Т-43-2 отличался от Т-43 установкой зенитного пулемета и меньшим числом ведущих колес.
В 1936 году на заводе №37 под руководством нового главного конструктора Н. А. Астрова был разработан плавающий танк Т-38, в конструкции которого, по возможности, были учтены все достоинства и недостатки предшествующих моделей. В том же году началось его серийное производство.


Танк имел частично сварной, частично клепаный корпус. Дополнительных поплавков, как на Т-37А, не было. Башня цилиндрической формы была смещена к левому борту. Пулемет ДТ (боекомплект 1512 патронов) устанавливался в шаровой установке. Командир танка размещался слева на сиденье мотоциклетного типа, регулируемом по высоте, механик-водитель - справа. Двигатель ГАЗ-АА был установлен сзади вдоль оси танка. Трансмиссия состояла из сцепления, четырехскоростной коробки передач, карданного вала, главной передачи, бортовых фрикционов с тормозами и бортовых передач.
К коробке передач крепился редуктор отбора мощности на трехлопастный гребной винт левого вращения. Поворот танка при движении на плаву осуществлялся при помощи руля.
Ходовая часть танка применительно к каждому борту состояла из двух тележек опорных катков. Подвеска - блокированная, на пружинных рессорах. Ведущее колесо - переднего расположения. В целом ходовая часть была подобна танку Т-37А. По своим основным показателям танк Т-38 был вообще близок к танку Т-37, однако замена дифференциала бортовыми фрикционами и отбор мощности на гребной винт через специальный редуктор существенно повысили маневренные качества танка.
В опытном порядке был построен танк Т-38М1 с подвеской легкого полубронированного тягача "Комсомолец". А вот вариант Т-38М2 с двигателем ГАЗ-М1 мощностью 50 л. с. производился серийно. С целью усиления вооружения танка была предпринята попытка установки на него автоматической пушки ТНШ-20 калибра 20 мм. Однако стандартная башня оказалась слишком тесной для этой артсистемы. Опытный образец машины экспонируется на открытой площадке Центрального музея Вооруженных Сил в Москве.
На базе агрегатов Т-37 и Т-38 были построены и два образца самоходных артустановок, вооруженных 45-мм пушками.
В 1936 и 1937 годах на 37-м заводе было выпущено 1228 танков; затем последовал годичный перерыв, а в 1939 году завод покинули еще 112 машин. Однако еще до завода имени Орджоникидзе 38-ю машину начал выпускать ГАЗ - в 1935 году он изготовил 36 танков этого типа. Последнее обстоятельство, по-видимому, и подтолкнуло газовцев на создание своей амфибии - "в пику" Т-38.
Эта идея воплотилась в танке ТМ ("Танк Молотова"), созданного на базе Т-37. Танк был намного длиннее: вместо двух тележек опорных катков установили три. Наиболее же важной его особенностью было наличие двух двигателей ГАЗ-М1, установленных параллельно. Поскольку ТМ не имел никаких серьезных перимуществ перед Т-38, то серийно его не выпускали.
Обе машины - и Т-37, и Т-38 - использовались в Красной Армии в качестве разведывательных. В частности, в 1937 году в штат механизированного корпуса входило 67 танков Т-37. Имелись они и в штате танковых батальонов стрелковых дивизий и в разведротах отдельных танковых бригад. Один из двух боевых эскадронов механизированного полка кавалерийской дивизии также был укомплектован плавающими танками. Необходимо отметить, что в связи с постоянным ростом численного состава РККА танки Т-38 находились в войсках совместно с Т-37.
Обе машины использовались для различных экспериментов, среди которых наиболее интересные - это подвеска танков под бомбардировщиком ТБ-3 и десантирование их посадочным способом. Кроме того, на Медвежьих озерах под Москвой был осуществлен сброс танка Т-37А все с того же ТБ-3 на воду. Танк, удачно приводнившийся, затонул из-за незагерметизированных смотровых щелей.
Советские танки-амфибии использовались в боевых действиях в районе реки Халхин-Гол, во время похода в Западную Украину и Белоруссию, в период войны с Финляндией. Они не оправдали себя ввиду недостаточной проходимости, маневренности, слабой бронезащиты и вооружения. Вследствие этого в финской войне Т-37 и Т-38 использовались, главным образом, для охраны штабов, подвоза боеприпасов, в качестве тягачей и для связи.
Основная масса этих танков была потеряна в первый же месяц Великой Отечественной войны. Некоторое их количество использовалось в тылу для учебных целей. Последний пример боевого применения танка Т-38 относится, по-видимому, к 1944 году, когда один батальон этих машин совместно с батальоном плавающих автомобилей "Форд" GPA принял участие в форсировании реки Свирь.
Источник:НАСЛЕДНИКИ "КАРДЕН-ЛЛОЙДА"
М. Барятинский, инженер
(Моделист-Конструктор №1 за 1994 год)

Реклама в блоге: